Новости
3 марта 2022 года в Йошкар-Оле состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция Третьи Хафизитдиновские чтения «Ислам в Поволжье: традиционные ценности, вызовы, перспективы», посвященная 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии. Мероприятие прошло в Республиканском центре татарской культуры Республики Марий Эл.
Хафизитдиновские чтения – это ежегодная конференция, проводимая Региональным духовным управлением мусульман Республики Марий Эл с 2020 года в память о крупном татарском богослове Хафизитдине ибн Насретдине аль-Бэрэнгэви (1827-1917), который был имамом Первой соборной мечети Параньги (крупного татарского села на востоке Марий Эл; в настоящий момент поселок городского типа) в течение 52-х лет (с 1865 по 1917 гг.).
Конференцию открыл председатель Регионального духовного управления мусульман Республики Марий Эл, муфтий Фанус хазрат Салимгареев, который отметил, что в этом году в России отмечается на государственном уровне 1100-летие официального принятия ислама в Волжской Булгарии по григорианскому (солнечному) календарю. Примечательно, что юбилей этого события уже проводился в нашей стране в 1989 году, но тогда 1100-летие принятия ислама в Волжской Булгарии проводилось по мусульманскому (лунному) календарю.
Мероприятие по традиции началось с чтения сур Корана.
Затем с приветственным словом выступил Верховный муфтий России, председатель Центрального духовного управления мусульман России, шейх-уль-ислам Талгат хазрат Таджутдин по видеосвязи. Он акцентировал внимание участников конференции на важности укрепления традиционных ценностей в нашем обществе. Верховный муфтий России напомнил, что в эти дни особенно важно избежать вражды и недопонимания между народами России и Украины, потому что братское сотрудничество народов угодно Богу. Военная операция России, которая началась 24 февраля 2022 года на Украине, была вынужденной мерой, чтобы искоренить военную угрозу от блока НАТО для российских и украинских народов. «Мы видим, как разделился мир. Мы видим, как страны Запада враждебны к России, но в то же время мы видим, что наши соседи, исламский мир, Китай отнеслись к нам без осуждения военной операции на Украине по искоренению фашизма, а значит, есть понимание в мире наших целей», - отметил Талгат хазрат Таджутдин. Он пожелал участникам конференции успехов в ее проведении, подчеркнув, что Хафизитдиновские чтения проводятся уже в третий раз, а это значит, что мероприятие стало доброй традицией мусульман Марий Эл.
Министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Константин Иванов зачитал приветствие от Главы Марий Эл Александра Евстифеева. От себя лично Константин Анатольевич отметил важность и нужность той роли, которую выполняет мусульманское духовенство по сохранению религиозных традиций среди татар Марий Эл. Им были вручены благодарственные письма от Министерства культуры, печати и по делам национальностей РМЭ руководителю Казанского (Приволжского) филиала Межрегиональной общественной организации «Историческое сознание» Раису Сулейманову, краеведу Наилю Бариеву, ведущей телепередачи «Изге мечеть» на канале ГТРК Марий Эл Сарие Сафиной и аспиранту Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан Василию Иванову.
Заместитель председателя Государственного собрания Республики Марий Эл, директор Марийского НИИ языка, литературы и истории им. В.М. Васильева Евгений Кузьмин зачитал приветствие от имени председателя Госсобрания РМЭ Анатолия Смирнова. «Народы Марий Эл жили всегда мирно, сохраняя свою этническую и религиозную идентичность. Мы не превратились в «плавильный котел» по типу США или Австралии. В нашей стране поддерживается сохранение национальных культур каждого народа», - отметил Евгений Петрович от себя лично. Затем были вручены почетные грамоты от Госсобрания РМЭ советнику муфтия Марий Эл Руслану Мусаеву, эксперту Комитета по стандарту «Халяль» при РДУМ РМЭ Марселю Хамидуллину, руководителю Казанского (Приволжского) филиала Межрегиональной общественной организации «Историческое сознание» Раису Сулейманову, бухгалтеру РДУМ РМЭ Светлане Ахмадуллиной, имаму мечети г. Волжска Саиду хазрату Абхалилову, советнику муфтия Марий Эл Альберту Биктагирову.
С приветствием от мусульман Пермского края к участникам обратился председатель Регионального духовного управления мусульман Пермского края, муфтий Анвар хазрат Аблаев. Он рассказал, что в Пермском крае сегодня функционирует 112 мусульманских общин, строится главная соборная мечеть Перми. Анвар хазрат поделился опытом деятельности возглавляемого им муфтията, его роли в гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, предотвращении конфликтов и опыте взаимодействия религии и государства. Мусульманская умма Пермского края многонациональна, и в мечетях РДУМ Пермского края проводятся тематические проповеди по сохранению межнационального и межрелигиозного согласия и любви к Родине. Особую роль в этом играют регулярные курсы повышения квалификации для имамов в Пермском мусульманском колледже (основан в 1999 году, зарегистрирован в 2001 году). В Пермском крае имеется с 1998 года Межконфессиональный консультативный комитет, который служит местом партнерский отношений между религиозными общинами и властями региона. Также у РДУМ Пермского края сложились тесные взаимоотношения с национальными общинами. Ежегодно в Перми проводится крупный форум «Мусульманский мир», на котором проводятся конференции и круглые столы на актуальные темы, посвященные жизни мусульман.
От имени мусульман Астраханского края выступил председатель Регионального духовного управления мусульман Астраханского края, муфтий Рауф хазрат Джантасов. «Я не могу не воздать хвалу Всевышнему Аллаху за то, что в нашей стране существует прекрасный мир между народами. В России можно свободно исповедовать ислам, выполнять все столпы ислама», - отметил Рауф хазрат. Сегодня в Астраханской области функционирует 75 мусульманских общин (74 – суннитские, 1 – шиитская), и все входят в РДУМ Астраханской области. Мусульманское духовенство многонационально, и имамы разных национальностей они работают вместе без конфликтов.
С приветствием от Регионального духовного управления мусульман Пензенской области выступил заместитель председателя Фидаил хазрат Бикмаев. Он отметил важность сохранения традиционных ценностей, культурно-религиозной идентичности и необходимость противодействия радикальным взглядам.
Председатель Региональной национально-культурной автономии татар Республики Марий Эл Амир Шакиров рассказал об опыте взаимодействия национальной автономии и мусульманского духовенства в регионе. Также он презентовал членам президиума Хафизитдиновских чтений недавно вышедшую книгу «Мы – татары Марий Эл» (2020).
Затем от приветственной части конференция перешла непосредственно к научным докладам участников. С основным докладом на тему «1100-летие принятия ислама в Волжской Булгарии и мусульмане Марий Эл: из истории ислама в Марийском крае» выступил муфтий Марий Эл Фанус хазрат Салимгареев. По его словам, несмотря на то, что в этом году проводится празднование юбилея официального принятия ислама в Среднем Поволжье, известно, что к моменту прибытия посольства Багдадского халифата в Волжскую Булгарию в 922 году ислам был уже широко в ней распространен. Об этом сообщается в «Записках» Ахмада ибн Фадлана, секретаря Багдадского посольства, который по приезду к булгарам обнаружил в их городах мечети и медресе. О более раннем распространении ислама в Среднем Поволжье, чем дата его официального принятия в 922 году, также указывают и исторические труды татарских богословов. Так, Таджетдин Ялчыгол (1763-1838) в своей книге «Таварихи Булгария» («История Булгарии»), написанной в 1805 году, приводит историю о том, что в 9 году хиджры к булгарам прибыли три сахаба (сподвижника пророка Мухаммеда с.г.в.) из Аравии, где встретились с булгарским ханом Айдаром. У последнего имелась парализованная дочь Туйбика, которую не могли вылечить местные врачи. Сахабы сказали хану, что для излечения ее необходимо пропарить в бане свежим березовым веником. Поскольку дело было зимой, найти березу с листьями не представлялось возможным. Тогда сахабы взяли переданные им пророком Мухаммадом с.г.в. чалму, посох и чернильницу: вставили посох в чернильницу, один из сахабов надел чалму и помолился. После чего посох зацвел березовыми ветками, из которых сделали веник. Так дочь хана была излечена. Увидевший это чудо булгарский правитель принял ислам, а за ним последовали его подданные. Через некоторое время двое сахабов вернулись обратно в Медину, а третий женился на дочери хана. Эта легенда о приходе сахабов к булгарам и принятии ислама от них впоследствии встречается в трудах и других татарских богословов прошлого (например, в одноименной книге «Таварихи Булгария» Хисамутдина Муслими начала XIX века). Примечательно, что в 2011 году в Болгаре – древней столице Волжской Булгарии – был поставлен обелиск, на котором высечены чалма, чернильница и посох как символическая мемориализация этой легенды. Современные историки склонны считать, что ислам получил распространение в Среднем Поволжье в VIII-IX веках, опять же задолго до прибытия Багдадского посольства в Болгар. Значительную роль в этом процессе сыграли торговые связи Волжской Булгарии с Центральной Азией, откуда ислам проник в Поволжье через купцов из Хорезма. Заключение официальных дипломатических отношений между Волжской Булгарией и Багдадским халифатом после прибытия посольства в 922 году знаменует собой превращение Среднего Поволжья в часть мировой исламской уммы. Однако преувеличивать влияние Багдадского халифата не стоит: все-таки географически он был достаточно далек от Поволжья, да и тот факт, что булгары исповедовали ислам ханафитского мазхаба, распространённый в Средней Азии, в то время как в Багдадском халифате господствовал шафиитский мазхаб, говорит больше о близости Волжской Булгарии с Бухарой, чем с Багдадом. Говоря о контактах марийцев с волжскими булгарами, Фанус хазрат отметил, что они носили достаточно интенсивный характер, что связано с широко развитой торговлей. Археологические раскопки на территории Марий Эл неоднократно это подтверждали: в ходе них были обнаружены монеты, украшения и прочие изделия из металла и керамики булгарского происхождения. Потомки булгар – современные поволжские татары – на территории Марийского края стали селиться уже после вхождения Среднего Поволжья в состав России. Они осознавали свою духовную связь с Волжской Булгарией, память о которой была частью их национального самосознания. Например, выдающийся татарский богослов Хафизитдин ибн Насретдин аль-Бэрэнгэви, в честь которого проводятся данные научно-практические чтения, при переписывании книг подписывался как Хафизитдин аль-Булгари. Это свидетельствует о том, что многие татары Марийского края ощущали свою связь со своим булгарским прошлым. Т.е. память о Волжской Булгарии была сильна в историческом сознании мусульманского духовенства Поволжья того времени настолько крепко, что они указывали в качестве тахаллуса (псевдонима, указывающего на географическую принадлежность автора) город Болгар.
Краевед Наиль Бариев рассказал про историю мечетей в татарском селе Алашайка Параньгинского района Марий Эл. В своем докладе он дал характеристику промышленному потенциалу этого села, отметив, что уже в XVIII веке в Алашайке имелись предприятия по производству бумаги, кумача, поташа (карбоната калия), бондарных изделий (бочек). Было широко развито коневодство (по некоторым сведениям, вятская порода лошадей была выведена именно в Алашайке). Богатый экономический потенциал села способствовал строительству мечетей. Деревянные мечети существовали с XVIII века. В 1829 году в Алашайке была возведена единственная в крае белокаменная двухэтажная соборная мечеть, сохранившаяся до сегодняшнего дня. Ее имамом был Ахмад бин Ихсан аль-Мамсави (1810-1871). В Алашайке имелось свое медресе с богатой библиотекой (здание не сохранилось до наших дней), где как раз учился Хафизитдин ибн Насретдин аль-Бэрэнгэви вместе со своим братом Бурхануддином ибн Насретдином (1828-1901). Последний впоследствии стал казыем Оренбургского магометанского духовного собрания в Уфе. Алашайку посещал известный татарский богослов Шигабутдин Марджани (1818-1889), родная сестра которого была замужем за одним из жителей села. В 1903 году в Алашайке образовалась третья махалля (община), в 1921 году для нее была построена деревянная мечеть. В 1930-е годы все три мечети были закрыты. К сожалению, из них сохранилась до наших дней только каменная мечеть 1829 года постройки, которая была возвращена верующим в 1988 году. Наиль Бариев также затронул в докладе роль женщин в жизни Алашайки: так, по его словам, в селе существовал неофициальный орган местного самоуправления – джиен, который могли возглавлять даже женщины. Известно также, что женщины могли быть владельцами фабрик, которые функционировали в селе.
Имам мечети г. Волжска Саид хазрат Абхалилов рассказал об истории и современном состоянии возглавляемой им мечети. Образование мусульманской общины в Волжске происходило в позднесоветский период, когда началось религиозное возрождение у мусульман СССР. 31 октября 1989 года мусульманское религиозное общества г. Волжска получило официальную регистрацию. Ее первым председателем был Рухула хазрат Лутфуллин. Первоначально махалля (община) располагалась в молельной комнате в одном из зданий барачного типа. Но уже тогда в Волжске мусульмане приняли решение построить в городе мечеть. Эта инициатива нашла полную поддержку в ДУМЕС (Духовном управлении мусульман Европейской части СССР и Сибири; так в советское время именовалось Центральное духовное управление мусульман России), и его председатель, муфтий Талгат хазрат Таджутдин в 1990 году сделал пожертвование в 10 тысяч рублей (в ценах того времени) на это богоугодное дело. Надо отметить, что городские власти также поддержали это начинание мусульман и выделили земельный участок в центре города. 26 августа 1999 года состоялось торжественное открытие мечети в Волжске при участии Верховного муфтия России Талгата хазрата Таджутдина, муфтия Марий Эл Фануса хазрата Салимгареева и городских властей. Первым имамом мечети был Рафиль хазрат Зиганшин. Мусульманская умма Волжска многонациональна и среди прихожан можно увидеть и татар, и представителей народов Кавказа и Центральной Азии, и принявших ислам русских и марийцев. По этой причине с 2004 года проповеди в мечети произносятся на русском языке. Сам Саид хазрат возглавляет мечеть в качестве имама с декабря 2014 года.
Руководитель Казанского (Приволжского филиала Межрегиональной общественной организации социально-гуманитарных научных исследований «Историческое сознание» Раис Сулейманов выступил с докладом «Современное состояние исламской уммы Марий Эл: основные проблемы и пути их преодоления». В дореволюционный период в границах современной Республики Марий Эл на начало ХХ века в татарских деревнях насчитывалось 24 мечети. После прихода к власти большевиков началась государственная антирелигиозная политика, вылившаяся в череду репрессий в отношении мусульманского духовенства. К концу 1930-х годов все мечети в регионе были закрыты, однако в послевоенный период в условиях потепления отношений между государством и религиозными организациями в Марий Эл верующим была возвращена мечеть в деревне Кульбаш Моркинского района в 1946 году, которая была единственной официально действующей мечетью на территории республики. Религиозные традиции в советское время сохранялись повсеместно среди татар Марий Эл, чему в немалой степени способствовал сформировавшийся в условиях государственного атеизма институт неофициальных мулл и абыстаев, которые совершали обряды и ритуалы для населения на дому. С конца 1980-х годов начинается религиозное возрождение в СССР, охвативший и мусульман Марий Эл. Начинаются возвращаться ранее закрытые мечети верующим, и строятся новые. 15 января 1991 года пленум ДУМЕС делит территорию своей юрисдикции на 25 мухтасибатов, одним из которых был Зеленодольский мухтасибат во главе с Габдельхамитом хазрат Зиннатуллиным. Мечети Марий Эл относились к зоне юрисдикции этого мухтасибата. Начавшийся в августе 1992 года раскол единой мусульманской уммы (были образованы самостоятельные ДУМ Башкортостана, Татарстана и Саратовской области) поначалу слабо затронул мусульман Марий Эл. В 1994 году председатель ЦДУМ Талгат хазрат Таджутдин преобразовывает мухтасибаты в региональные духовные управления мусульман, и в Татарстане создается ДУМ Татарстана в составе ЦДУМ во главе с Габдельхамитом Зиннатуллиным, на которое продолжают по инерции ориентироваться мечети Марий Эл. Однако с середины 1990-х годов встала необходимость создания своего регионального муфтията в республике, и в 1999 году образовывается Региональное духовное управление мусульман Республики Марий Эл в составе ЦДУМ России. Его председателем в сане муфтия становится Фанус хазрат Салимгареев. Весь постсоветский период в городах, поселках и деревнях Марий Эл идет строительство мечетей и молельных домов. На сегодняшний день таковых насчитывается уже 30. В регионе формируется исламская инфраструктура (создается Комитет по стандарту «Халяль», организуются примечетные образовательные курсы для верующих, с 2000 года выпускается мусульманская газета «Магълумат в Марий Эл»). Проведенные Раисом Сулеймановым полевые исследования летом 2021 года выявили ряд проблем в исламской умме: существует дефицит кадров мусульманского духовенства (например, в ряде населенных пунктов имеются построенные мечети, но в них нет имамов, в итоге возникает ситуация «пустующих» мечетей), практикуется регистрация «фейковых» мусульманских общин (не имеющих мечети или молельного помещения, существующих лишь на бумаге, однако формально прошедших регистрацию, благодаря чему создается видимость большего количества мусульманских общин, нужных параллельным духовным управлениям мусульман для усиления их веса в глазах государственных органов), многие из имамов люди преимущественно пенсионного возраста, что неизбежно ставит вопрос о подготовки будущей смены, а также актуальной остается необходимость преодоления раскола исламской уммы Марий Эл, произошедшего весной 2021 года, когда несколько мусульманских общин откололись от РДУМ РМЭ и перебежали в юрисдикцию ДУМ РФ (на их основе было образовано ДУМ РМЭ (Мухтасибат РМЭ) в подчинении председателя ДУМ РФ Равиля Гайнутдина). Касаясь последнего, Раис Сулейманов отметил, что исторически и канонически мусульмане Марий Эл ориентировались на ЦДУМ в Уфе, благодаря чему удавалось сохранить среди татар региона традиционный ислам. Организационный раскол не несет ничего положительного для мусульман Марий Эл, но раз уж он состоялся, то мусульманам необходимо избегать конфликтов, взаимных упреков, совершенно ненужного противостояния, которое только лишь вредит и самим мусульманам, и создает вокруг них нездоровый фон взаимных распрей. И без того Марий Эл является одним из самых спокойных в плане межконфессиональных отношений регионов Поволжья, а потому хотелось бы, чтобы и в плане внутриконфессиональных отношений республика выглядела олицетворением мира и спокойствия.
Директор Республиканского центра татарской культуры Республики Марий Эл Ильгис Гайсин рассказал о роли исламского вероучения в воспитании татарской молодежи. Он считает, что не стоит отделять религию от национальной культуры, поскольку ислам является ее духовной основой. В своем выступлении он поделился опытом работы возглавляемого им учреждения и сотрудничестве с муфтиятом Марий Эл.
Аспирант Центра исламоведческий исследований Академии наук Республики Татарстан Василий Иванов рассказал об отношении татарского богослова Валиуллы Якупова (1963-2012) к истории о принятии ислама сахабами в Волжской Булгарии. Не отрицая ее легендарный характер, он всячески поддерживал ее. Для Валиуллы Якупова эта концепция принятия ислама предками татар от сахабов важна была потому, что она обосновывала традиционный ислам, в защиту которого он выступал от нападок со стороны ваххабитов. Ведь если ислам булгарам принесли сахабы, т.е. сподвижники пророка Мухаммеда, то значит, что ислам у татар является пророческим. Неслучайно, что он одну из своих известных книг так и назвал: «К Пророческому Исламу» (2006), где на ее обложке поместил фотографию Малого минарета из Болгара. В этой книге он отстаивал корректность с точки зрения шариата посещения Булгара, и это было неслучайно, поскольку со стороны ваххабитов часто звучали обвинения в адрес татар-мусульман, которые посещают сакральные для их национальной исторической памяти места.
В завершении конференции муфтий Марий Эл Фанус Салимгареев прочитал молитву (дуа), поблагодарив всех собравшихся за плодотворную работу и высказал пожелание, чтобы и впредь Хафизитдиновские чтения проводились ежегодно на регулярной основе, что и было отражено в резолюции по итогам мероприятия.